Неопубликованная запись
22 ноября 1941 г. - Начало работы ледовой трассы на Ладожском озере
Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года, — не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выстоять.Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г хлеба в сутки для рабочих и 125 г для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия. Сначала по льду пустили санные обозы, потому что машины он еще не мог выдержать. Лед, достаточный для того, чтобы по нему двигался автомобильный транспорт, должен был быть толщиной хотя бы 20-30 см. 19 ноября 1941 г. на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся в Осиновец 21 ноября с мукой для ленинградцев. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из 10 порожних «полуторок». 22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса «Дороги жизни». Каждая из машин-полуторок была нагружена всего 5-6 мешками с мукой - боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.Ледовые трассы находились всего в 12-15 км от немецких позиций, поэтому они постоянно были под угрозой авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и, порой, обнаружить их было непросто. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба."Дорога жизни" служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие. Обратным рейсом из города везли продукцию, в том числе, военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, с танка снимали башню, уменьшая таким образом площадь давления на лед, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях".Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия, в том числе те, которые нужны были в битве за Москву. Из Ленинграда вывозили в тыл оборудование и ценности, которые не успели эвакуировать до блокады.«Дорога жизни» продолжила действовать и зимой 1942-43 гг., когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады.За время действия трассы, по ней, с восточного берега на западный, было перевезено 206 тыс. т грузов, из них 4,4 тыс. т в Шлиссельбург. Продукты и фураж составили 112 тыс. т, включая: 56 тыс. т муки и зерна, 9,4 тыс. т крупы, 2,4 тыс. т мяса, 4,8 тыс. тонн рыбы, 2,7 тыс. т сахара, 7,6 тыс. т овощей. Было доставлено 18,6 тыс. т угля, 5 тыс. т ГСМ, 54 тыс. т боеприпасов. Помимо этого, по подводному трубопроводу поступило 8,5 тыс. т нефтепродуктов. В обратном направлении по ледовой дороге было вывезено 10 тыс. т грузов. Перевозки людей составили 133 тыс. в Ленинград и 89 тыс. из него.#Романовка #Библиотека #ЦентральнаяБиблиотекаИмениФешина